Методическая работа образовательного учреждения — систематическая деятельность учителей по повышению профессионального мастерства и научно-теоретической подготовки, а также часть системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогов, которая служит основой для формирования инновационной среды. Методическая деятельность в школе актуальна в контексте: научно-методического обеспечения учебного процесса; повышения уровня квалификации педработников; определения, изучения и внедрения передового опыта педагогов, нового методического обеспечения; выявления и поддержания педагогических традиций учреждения.

Методическая работа образовательного учреждения:

Совокупность мероприятий и действий, осуществляемых педколлективом для овладения передовыми методиками, приемами и технологиями учебно-воспитательной работы, поиска и внедрения эффективных форм организации учебного процесса называют методической работой. Учебно-методическая работа образовательного учреждения преследует две ключевых цели: педагоги должны уметь разрабатывать интересные и практически значимые занятия (мероприятия), видеть закономерности в изучаемых материалах и наблюдаемых событиях — делать методические обобщения.

Следуя принципам дифференциации и индивидуализации методическая работа выполняет следующие задачи:

— работа педагогов анализируется, а деятельность педколлектива школы организуется в инновационном ключе; уровень психолого-педагогических и теоретических знаний учителей повышается; занятия проводятся на высоком методическом уровне (все предметы имеют соответствующее методическое обеспечение); проводятся мероприятия, направленные на обобщение и распространение передового опыта, изучение нового, улучшение управления качеством образования;

-стимулируется изучение новых педтехнологий и образовательных программ, что обогащает учебный процесс новыми методами, формами и принципами работы;

-организуется изучение нового в законодательстве, инструктивно-методических документах, выстраивается политика взаимодействия с другими образовательными и научно-исследовательскими учреждениями;

-педагоги получают комплексную научно-методическую консультативную помощь, что способствует повышению их профессионально-педагогической культуры, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, в том числе и  молодые специалисты, которые только проходят процесс профессионального становления.

Методическая работа в ОУ направлена на реализацию трех групп функций:

— стимулирование высокоэффективной творческой педагогической деятельности через обогащение знаний, развитие мотивации к творческой деятельности, высокой нравственности, современному педагогическому мышлению, эмоционально-волевой саморегуляции.

-воздействие на педагогический коллектив для его сплочения, выработки общих традиций и ценностей, приобщения педагогов к опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, стимулирование педагогической инициативности и группового творчества.

-посредничество между образовательным учреждением, общественностью и государственным аппаратом посредством внедрения инноваций и достижений педагогического опыта, психолого-педагогической науки, осмысления и доведения до сознания педработников обновленных нормативных актов, социального заказа.

Система методической работы образовательного учреждения строится на выявлении потребностей учителей, разработке плана мероприятий, удовлетворяющих методические потребности педагогов, передовых форм и методов работы, программ развития учреждения. Методическая служба школы отказывается от централизованного планирования в пользу работы по индивидуальным планам по результатам диагностики образовательного учреждения и педагогов.

Направления школьной методической работы:

В школе методическая работа проводится под контролем администрации, которая приказом утверждает и регламентирует деятельность методической службы. Школьная методическая работа опирается на педагогический опыт учителей и достижения современной педагогической науки, что позволяет совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, а в результате — и уровня развитости, образованности и воспитанности учеников. Методическая работа строится на: исследовании качества образовательного процесса, актуальных проблем его реализации; разработке инструментальной, нормативной и критериальной оценочной базы; методическом сопровождении, стимулировании повышения научно-педагогической квалификации, координировании научной работы в учреждении.

Методическая служба образовательного учреждения работает по четырем основным направлениям

 

Аналитика Специалисты оценивают состояние и уровень организации методической работы в образовательном учреждении,  потребности педагогов, создают соответствующую базу методических информационных ресурсов, выявляя проблемы методического и дидактического характера, с которыми сталкиваются педагоги, обобщают передовой опыт, оценивают результативность учебно-воспитательной деятельности.
Информирование В школе формируется банк информационных ресурсов, благодаря которому педагоги могут ознакомиться с новинками методической, нормативно-правовой, психологической, педагогической литературы, опытом зарубежных и отечественных коллег на удобных носителях. Сотрудники методической службы информируют педагогов относительно нового в содержании учебников, образовательных программ, учебно-методических курсов, локальных актов и рекомендаций.
Организационно-методическая работа Деятельность направлена на:

  • всестороннюю помощь молодым специалистам и опытным педагогам в процессе подготовки к аттестации и в межаттестационный период;
  • планирование, прогнозирование, поддержка педработников в ходе реализации концепции непрерывного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • организация деятельности школьных МО и их взаимодействия с районными объединениями методистов;
  • участие в создании программы развития ОУ;
  • методическое сопровождение педагогов перед проведением ЕГЭ;
  • подготовку и проведение мастер-классов, семинаров, конференций для педагогов, а также предметных олимпиад, конкурсов и мероприятий для учащихся;
  • комплектование фондов методической литературы и учебников.
Консультации Консультирование учителей относительно вопросов воспитания и преподавания, пояснение значения и результатов педагогических исследований, внедрения педагогических инноваций.

 

Помимо них выделяют: управленческое — в школе должен быть сформирован педколлектив, открытый для педагогических инноваций, преобразований учебно-воспитательного процесса, использования комплекса учебно-методической литературы, реализации требований ФГОС, участия в семинарах, конференциях и курсах повышения педагогического мастерства; педагогическое — учителя, которые стремятся повышать свое педагогическое мастерство и квалификацию, демонстрировать творческую инициативность, должны получать соответствующую практическую помощь.

 

Традиционные формы организации методической работы

Успешность методической работы в профессиональных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях зависит от наличия информационной базы, консультативной помощи, координационного центра, упрощающего коммуникацию педагогов и взаимосвязь теории и практики, экспертных услуг по оценке профессиональной деятельности. Методическая работа в школе реализуется в коллективных и индивидуальных (стажировка, наставничество, консультации, самообразование и работа на личной темой) формах и проходит в рамках одного из трех вариантов структуры: формы, направленные на повышение профессионального мастерства и квалификации — семинары и лекции, курсовая работа, методические конференции, участие в сетевых сообществах педагогов, деловые игры, мастер-классы, круглые столы, методические издания, консультации, наставничество, практика авторских разработок и работа над методической темой, диагностика затруднений, экспертиза результатов деятельности, творческие отчеты; формы, направленные на изучение, обобщение и внедрение практики инновационной деятельности — разработка методических рекомендаций, авторских программ и курсов, инновационная деятельность, проведение открытых уроков, творческих отчетов и мастер-классов, участие в практических семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, публикации; формы инновационно-методической деятельности — создание банков разработок, программ и библиотечного фонда, освещение педагогической деятельности в СМИ, размещение информации на школьном сайте, изучение информационных запросов учителей.

 

Формы методической работы в образовательном учреждении по степени распространенности и популярности: Методические объединения (МО) — общности педагогов, деятельность которых направлена на достижение общепедагогических целей. Формируются согласно проблемному или предметному принципу, принимая во внимание число учителей-предметников по конкретному направлению (для успешной работы потребуется не менее трех педагогов, а в для тех дисциплин, где количество учителей ограничено — ОБЖ, музыка, ИЗО, технологии — допустимо создание межпредметных МО). Члены объединения заседают в период школьных каникул три-четыре раза в год, чаще заседания проводятся только в случае проблемных и чрезвычайных ситуаций. Подобные интервалы необходимы для накопления информации и внедрения мер, обсуждение которых велось на мероприятии. На заседаниях традиционно предоставляются творческие отчеты и сведения о процессе самообразования.  Руководителем  ШМО становится опытный педагог, имеющий глубокие теоретические и важные практические знания. Он планирует работу объединения, координирует заседания, занимается подготовкой различных мероприятий и подведением их итогов. Деятельность МО должна опираться на программу развития ОУ и затрагивать наиболее важные вопросы педагогической работы, изучение и обсуждение которых поможет участникам объединения повысить профессиональное мастерство. С согласия участников методобъединения, он может посещать их уроки, проводить контрольно-диагностические и внеклассные мероприятия. В целом взаимопосещение занятий и открытые уроки являются важными направлениями работы объединения, позволяя оценить и проанализировать ход и результативность занятия, уровень мастерства педагога.  Педагогические семинары — формы интерактивного обучения наряду с лекциями, которые являются не менее важной составляющей плана методической работы образовательного учреждения, чем заседания методических объединений. Семинарские занятия отличает свободный обмен мнениями между участниками, открытый разговор. Если на мероприятии участники выступают в заведомо установленном порядке перед пассивными слушателями, такая форма работы не является семинарской. Продолжительность выступления на семинаре составляет 15-20 минут, и столько же приблизительно длятся обсуждения. Чтобы мероприятие соответствовало поставленным целям, необходима тщательная подготовка. На семинаре педагоги коллективно находят решение учебно-педагогических задач и сложных педагогических проблем.  Конференции: Научно-практические конференции — форма активного общения, выявления и обобщения педагогического опыта, которая используется для решения актуальных задач, подведения итогов работы учреждения. Структура конференции опирается на сообщения, доклады, разработанные на актуальные для школы темы, требующие научного подхода. Эффективность мероприятия зависит от тщательности работы над темой и точности подбора выступающих.  Зрительские и читательские конференции призваны обогащать культуру, духовные и интеллектуальные потребности педагогов, выявляя общественное мнение по актуальным вопросам образования и воспитания. Педагогические конференции в образовательном учреждении проводятся не чаще нескольких раз в год, поскольку вопросы второстепенной важности целесообразно решать на заседаниях МО, в творческих группах, тогда как конференции призваны находить ответы на важнейшие вопросы, способствуя повышению профессионального мастерства.  Педагогические и методические чтения — представляют собой заслушивание докладов с последующими краткими комментариями и обсуждениями, которые чаще всего проводят по итогам работы за год. Педагогические чтения позволяют обобщить и перенять опыт коллег, а потому несут сугубо практическое значение знакомства с практическими педагогическими находками, разработками конкретных мероприятий и уроков. Методические — обмен опытом на уровне педтехнологий и методик, ключевое значение в котором приобретают методические выводы и рассказы о том, какие принципы были положены в основу передового опыта (материал уроков и технологий является только содержанием и примером), рекомендации, отражающие опыт администратора или учителя.  Творческие группы учителей — отличаются от МО, которые зачастую формируются в обязательном порядке с фиксированным составом участников, факультативностью работы. Основой методической работы в образовательном учреждении является инициативность работников, а потому творческие группы численностью 3-6 человек в добровольном ключе создаются по принципу взаимной симпатии и уважения коллег, психологической совместимости педагогов. Члены группы проводят самостоятельную работу по изучению педагогического опыта, с результатами которого они после знакомят остальных, которые обсуждают, оценивают находки, а затем реализуют их на практике. Практика доказывает, что работа в творческих группах в разы эффективнее, поскольку освоение нового материала происходит в них в три-четыре раза быстрее ввиду неформальности общения, минимального числа заседаний, сосредоточия внимания на исследовательской и поисковой работе. Многочисленные группы, как правило, малоэффективны, однако состав творческого объединения может варьироваться.  Наставничество — возможно в образовательных учреждениях, в которых работают мастера педагогического труда, опытные методисты, которые реализуют работы в формате Школы передового опыта, коллективного и индивидуального наставничества. Эти формы методической деятельности опираются на моральное стимулирование педагогов, погружение в атмосферу педагогического поиска, совместное планирование мероприятий и уроков. Наставнику следует изучить сильные и слабые стороны педагога, его возможности и личные качества, применять педагогический такт, принципиальность, чтобы с высоты своего опыта корректно и понятно формулировать рекомендации, оказывать методическую помощь молодым специалистам и коллегам, нуждающимся в поддержке опытного педагога. Учителя могут обращаться к наставнику как за сиюминутной помощью, так и в рамках долговременной поддержки.  Консультирование — индивидуальная или групповая форма направленного методического воздействия, которая ведется по всем направлениям работы коллектива, затрагивая актуальные педагогические проблемы, запросы учителей. Консультировать вправе только компетентный в обсуждаемой теме специалист, который имеет значительный опыт и может успешно применять его на практике. Нередко в школах консультации для учителей планируются на ближайший год или полугодие, однако наряду с мероприятиями, внесенными в годовой план, должны быть экстренные консультации, в которых возникает потребность в течение учебного года. Консультант должен обладать высокими личностными качествами, уметь вести доверительную беседу, общаться толерантно и уважительно (покровительственный тон и «начальственная» манера проведения недопустимы). Консультанту необходимо не только помочь найти ответы на поставленные вопросы, но и сформировать у учителей творческое отношение к работе, практику обмена опытом и знаниями, аналитической деятельности.  Методическая продукция — выставки, бюллетени, стенгазеты и прочие средства наглядности, которые позволяют представить методические разработки учителей, обмен опытом, ценными методическими приемами и находками. Методические бюллетени позволяют делиться наработками не только с коллегами по школе, но и педагогами из других образовательных учреждений.  Открытые уроки и внеурочные мероприятия — практические формы методической деятельности, которые реализуют поиски новых педагогических методов и эффективный обмен опытом. На открытых занятиях учителя демонстрируют своим коллегам педагогические открытия, инновации, апробированные и внедренными ими. Формализм и соревновательство в этом вопросе недопустимо, поскольку ключевым является качественный, а не количественный критерий. Для повышения эффективности проведения открытых уроков, проводящие их педагоги должны ознакомить коллег с идеей, темой, разделом и курсом мероприятия, воспитательными и образовательными задачами, средствами и путями их решения, характеристикой класса. Только так приглашенные учителя будут на открытом уроке не просто слушателями, а соучастниками, сотворцами опыта. Обязательным является самоанализ открытого урока, который позволяет оценить эффективность примененных приемов, степень реализации задуманного.  Единая методическая тема школы — работа над общей для всего учреждения методической проблемой, которая организует, делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства учителей и воспитателей. Наличие единой темы, которая действительно способна увлечь, захватить все педагогов, выступает как важный и необходимый фактор сплочения коллектива единомышленников. Выбранная тема должна быть актуальной для учреждения и работающего в нем педагогического коллектива, быть избранной инициативными членами коллектива (не руководителем), иметь связь с  конкретным передовым педагогическим опытом, охватывать внеурочную воспитательную и учебную деятельность, соответствовать программе развития школы. Она должна пронизывать все формы методической работы (заседания педсовета, производственные совещания, семинары и практикумы), поскольку на основании этой коллективной планируются индивидуальные формы методической работы. В ходе работы над темой должны подводиться промежуточные итоги, которые позволят оперативно вносить коррективы.  Активные формы методической работы в общеобразовательном учреждении Наряду с традиционными формами организации методической работы в школе развитие деятельностных методов требует внедрения активных форм взаимодействия, среди которых свою эффективность доказали: методические дискуссии и диспуты; педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации); моделирование педагогических ситуаций;)

Активные формы методической работы

 

Дискуссия Коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Оно предполагает определение темы, ключевых вопросов, плана обсуждения и прогнозирования итогов. Мероприятие проводится при участии ведущего, который разъясняет присутствующим проблему, ставшую причиной обсуждения, предъявляет вопросы, координирует ход обсуждения, стараясь рассмотреть проблему с разных точек зрения. Ведущий дискуссии должен не только знать предмет обсуждения, но и изучить аргументы и позиции сторон, придерживаться толерантности в общении, не допускать перехода на личности и подмены понятий. На завершающем этапе он подводит итоги и делает выводы по ходу дискуссии, аргументирует собственные слова, дополняет неполные ответы, благодарит за участие.

Дискуссия с элементами соревновательности — методический ринг.

Игровые технологии Деловая игра — одна из самых распространенных форм профессионального общения, в ходе которого отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Методическая деловая игра не дает участникам никаких «ролей»: педагоги выступают от своего лица. Мероприятие проходит в четыре этапа:

  1. Конструирование — формулируется общая цель игры и цели для каждого из участников или группы участников, устанавливаются правила мероприятия.
  2. Организационная подготовка — смысл, программу и правила игры разъясняют участникам, определяют продолжительность и условия мероприятия, исполнители ролей получают конкретные задачи, назначаются эксперты, наблюдающие и оценивающие ход игры.
  3. Проведение — группы по 3-5 человек получают частые задания (группы могут формироваться по желанию или жеребьевкой), которые в дальнейшем объединяют, а результаты работы дополняют итоги деятельности других групп.
  4. Итоги — группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ.

Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора,  директора, методиста и т. д.

Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.

Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений. В результате активизируется внимание, переживания, мышление участников, учителя получают демонстрацию важности дидактической игры в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Методический диалог Проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного  мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Тренинг Может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения. Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.
Решение педагогических задач Выполнение таких заданий позволяет учителям научиться выделять из многообразия явлений существенное, проводить многосторонний анализ цели и задачи собственной деятельности. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.

Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Анализ конкретных педагогических ситуаций способствует формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, определять возможные пути и способы их решения. Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.

Мозговой штурм Оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот методический прием, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Используется при обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме, в рамках деловой игры.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

  1. Предварительный (постановка проблемы). Проблему формулируют, участников мероприятия отбирают, выбирают ведущего, распределяют роли.
  2. Основной (генерация идей). Все участники должны высказывать как можно больше вариантов идей, отказаться от любой критики выдвинутых предложений, комбинировать и улучшать идеи других участников.
  3. Заключительный (группировка, отбор и оценка идей). Приветствуется аргументированная оценка высказываний, применение различных методов анализа для выработки наиболее эффективного решения.

 

Какой должна быть методическая работа в образовательном учреждении? Ввиду отсутствия прямой взаимосвязи между эффективностью методической работы и повышением качества образования в ОУ, для оценки успешности методической деятельности нельзя применять такие критерии, как результаты сдачи учащимися ГИА и ЕГЭ или мониторинг учащихся. Это неудивительно, поскольку значение имеет практика применения передовых учебно-методических наработок, а не их результаты. К тому же многие педтехнологии и методики, разработанные десятилетия назад, только сегодня получают массовое распространение. В контексте этого критерии оценивания школьной методической работы лежат в психолого-педагогической плоскости и относятся к качественным, а не количественным.

Методическая работа протекает успешно, если: она рационально направлена на решение проблем, актуальных для конкретного педагогического коллектива; осуществляется в единстве методического подхода в рамках педагогического коллектива (технологии, методики и педагогические системы учителей не противоречат друг другу); реализуется в единстве учебно-методических комплексов и учебных программ, отобранных для образовательного учреждения среди множества других; инновационные технологии и методики используются максимально рационально и прицельно в соответствии с задачами конкретного педагогического процесса; в педагогическом коллективе установлен комфортный психологический климат, направленный на улучшение учебно-воспитательного процесса; временные затраты на подготовку к занятиям рациональны, учителя не используют методы «как его научили когда-то», «по старинке» и аналогичные, однако и не тратит на это долгие часы, поскольку владеет приемами рационального распределения времени и труда; учителя удовлетворены своим трудом, они реализуют стремление к новизне, постоянному совершенствованию, в чем можно убедиться на основании систематических наблюдений и анализа; коллективная и самостоятельная методическая деятельность пропорциональны, что с одной стороны стимулирует инициативность и самостоятельность, а с другой — консолидацию педагогического коллектива.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65585-metodicheskaya-rabota-obrazovatelnogo-uchrejdeniya

 

Методическая работа