Алгоритм написания итогового сочинения в 2018-2019 учебном году
1.Внимательно прочитать тему будущего сочинения.
2. Выписать на отдельном листе ключевые слова, которое являются основными в теме.
3. Сформулировать тему своими словами.
4. Ответить на вопросы: «Что я думаю по этому поводу?», «Что я могу сказать на этот счет?».
5. Кратко написать ответы на черновике (1-2 предложения), их можно использовать, как вступление.
6. Взглянуть на ситуацию с другой стороны, начать диалог с выдуманным оппонентом.
7. Выбрать литерное произведение, которое доказывает мысль.
8. Логически выстроить аргументы, которые будут использоваться в сочинении.
9. Записать аргументы в черновик.
10. На черновике коротко записать свои мысли, которые будут использоваться в основной части.
11. Сделать выводы вышенаписанного, написать заключительную часть сочинения.
12. Проверить правописание, переписать все в чистовик, следить за почерком.
Шаблон итогового сочинения по русскому языку в 2018-2019 учебном году
Вступление должно состоять из 60-70 слов, ключевые слова должны отвечать предложенной теме и отражать основную мысль в первой части. Необходимо наметить цель сочинения. Переход к следующей мысли должен быть плавным и логическим. Можно использовать 3 варианта для написания сочинения:
- тема-вопрос;
Как связаны между собой понятия «…» и «…»?
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Я считаю, что…
Каждый может дать свой ответ на поставленный вопрос. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
На этот вопрос можно ответить по-разному, но я считаю, что…
Размышляя над поставленным вопросом нельзя дать точный ответ, … (аргументировать свою мысль).
- тема-утверждение;
«…» — утверждает русская пословица. Нельзя не согласиться с данной мыслью. Ведь правда, …
«…» — утверждал (имя писателя). Это мысль, которая достойна внимания. Действительно, …
Русский писатель утверждал «…». Я считаю также, ведь…
- тема-ключевые слова.
«…» и «…». Что значит…? А к чему может привести…?
Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался над тем, что значит быть … или …? Я считаю, что…
Наверное, практически перед каждым человек стоял выбор: быть … или …?
Основная часть состоит из 200-250 слов, в которой необходимо написать 1-2 аргумента. Нужно привести несколько примеров из литературных источников, которые описывают рассматриваемую проблему в сочинении (обязательно указать автора и название произведения). Аргументы можно подтвердить своими словами или жизненными примерами:
- формулировка главной мысли;
Я считаю, что…
На мой взгляд, …
- аргумент.
Многие авторы писали об этой теме. Так, в произведении…
К теме … обращались многие русские и зарубежные писатели. В романе…
Обратимся к произведению… (ФИО автора, название).
Тема… затрагивается в романе… (ФИО автора, название).
Проблема… волновала многих писателей. Особенно яро об этом писал… (ФИО автора) в произведении…
Вспомним героя романа… (ФИО автора, название).
Идея… описана в стихотворении… (ФИО автора, название).
Автор описывает…
Поэт размышляет о…
Писатель акцентирует внимание на…
Писатель наводит на мысль…
Заключение состоит из 60-70 слов, подвести итог размышлений по теме.
Подводя итоги, я хочу сказать…
В заключении можно сказать…
Подводя итоги написанному, хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 11 КЛАСС 5 ДЕКАБРЯ 2019:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
При анализе итогового сочинения по литературе 2019 года в первую очередь будут опираться на соответствие двум требованиям, без соблюдения которых работа не будет проверяться далее и получит «незачет»:
- объем не менее 250 слов;
- самостоятельно написанный текст (при подозрении на плагиат проверяющие имеют право обратиться к программам проверки уникальности).
Если сочинение соответствует этим требованиям, далее ее оценивают по 5 критериям. Обязательно получить «зачет» по первым двум, а также по одному из трех других. То есть, чтобы работа получила общий зачет, нужно набрать не менее трех «баллов»:
- Соответствие теме – обязательно. Здесь нужно, чтобы работа строилась на раскрытии заданного тезиса, а не подменялась другим. Используйте формулировку темы во вступлении и в заключении.
- Наличие аргументов – обязательно. Необходимо опираться на литературный материал – рассказывать о судьбе героев, цитировать авторов, можно дать отсылку к символике произведений (например, вспомнить горящее сердце Данко как символ любви к людям из «Старухи Изергиль» Горького). В работе должно быть не меньше одного аргумента.
- Композиция и логика. Заявленный во вступлении тезис должен подтверждаться или опровергаться аргументами. Чтобы соблюсти композиционные требования, постарайтесь придерживаться плана.
- Качество письменной речи. Здесь важно, чтобы предложения строились правильно, без речевых ошибок.
- Грамотность. Здесь смотрят на объем текста и количество ошибок. Если на 100 слов приходится более пяти несоответствий правилам (грамматика и пунктуация) – выставляется «незачет». Лучше посмотреть затруднительные моменты орфографии в словаре, а сложные предложения упростить, если возникли сомнения.
Практические советы
Представители ФИПИ утверждают, что некоторые абитуриенты используют выдуманные произведения. Прочитайте при подготовке по 1-2 книги к каждому направлению и опирайтесь на этот материал. Также не обязательно привлекать классику – можно обратиться к «Гарри Поттеру», «Властелину колец» и другим популярным произведениям – в них можно найти много аргументов на заданные вопросы.
При написании итогового сочинения в 2018-2019 году используйте такую методику:
- Выберите из предложенных тем ту, к которой сможете подобрать аргументы из литературы.
- Сформулируйте свой тезис или вопрос, на который будете отвечать. Например, тема «месть – проявление силы или слабости?». Здесь можно доказывать, что месть – удел слабых. Скажите об этом во вступлении, а в основной части приводите доказательства из произведений.
- Приведите один или два примера из литературы (например, поступок Пугачева в «Капитанской дочке», который великодушно пощадил главного героя).
- Сформулируйте вывод, опираясь на приведенные аргументы.
- Перечитайте написанное на черновике, перепроверьте все затруднительные моменты и перепишите на чистовик.
Официальный информационный портал ЕГЭ
Федеральный институт педагогических измерений
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны плакаты, информирующие выпускников о различных аспектах единого государственного экзамена и основного государственного экзамена 2018 года.
«Уверен, что максимальное информирование и открытая позиция Рособрнадзора помогут создать для педагогов, учеников, родителей и организаторов комфортную и понятную обстановку на ЕГЭ-2018. Ведомство продолжит активную разъяснительную работу, чтобы помочь выпускникам понять аспекты подготовки и особенности экзаменов, снизить психологическое напряжение, а также предостеречь от возможных нарушений»,
глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Для подготовки к государственной итоговой аттестации
Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2018 год
Для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ